Эссе «Моя педагогическая философия»

«Любовь — начало всех начал на свете, она рождает всё, что в мире есть…»

А. Усманов

Прекрасные строки! Не правда ли, и в самом деле, все начинается с любви! Так в чем же суть любви? А сама любовь – что это такое? Что значит любить?
Как сказал Л. Н. Толстой: «Любовь есть единственная разумная деятельность человека». И я с этим полностью согласна. Любовь – это чистое, светлое чувство, которое не похоже ни на какие другие. Любовь побуждает человека к различным поступкам. Только любящий человек может понять окружающих, принять их такими, какие они есть. Только любящий человек способен понять самого себя, способен к самосовершенствованию, найти свое место в этом мире. Любовь усиливает ощущение полноты жизни. Любить, значит желать делать добро.
Я очень хочу поделиться с вами тем, как я пришла в эту удивительную профессию, как мое детство сыграло в этом немаловажную роль. Когда я была маленьким ребенком, то всегда любила заплетать косички своей подружке Ане, учила ее завязывать шнурки, заправлять маячку в юбочку или колготки, поправлять хвостики. Часто мы играли в «детский сад». А ее мама говорила: «Вот наша Анжелика точно будет воспитателем!»
И вот прошло уже много лет. А с Анной Николаевной мы до сих пор вспоминаем наше детство, развязанные шнурки, растрепанные хвостики и то, как я с большим удовольствием исправляла эти, казалось на тот момент, серьезные недостатки. И мама ее оказалась права. Я — Воспитатель! И этим горжусь. Нет ничего прекрасней того момента, когда к тебе с удовольствием идут дети, делятся своими переживаниями, секретами, когда ты чувствуешь, что нужен этим малышам. Я могу с твердой уверенностью сказать, что моя детская мечта сбылась. Ведь правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Но я свою профессию не выбирала — это воплощение детской мечты в реальность. Ведь любовь к профессии – важнейшая составляющая нашей жизни. А я люблю свою работу и рада, что когда-то сделала правильный выбор.
Что дает мне эта профессия? Прежде всего, я окружена любовью и свою любовь даю детям. Быть в профессии невозможно без любви к делу своей жизни, к тем, кого ты воспитываешь. Несмотря на то, что я уже совсем не ребенок, но благодаря моим детишкам я каждый день окунаюсь в волшебный мир детства. Вместе с ними я радуюсь, огорчаюсь, пою песни, танцую, бегаю, прыгаю.  Профессия воспитателя позволяет мне самосовершенствоваться каждый день, каждый день все больше знать, идти в ногу со временем, разносторонне развиваться, быть активной самой и подавать пример моим воспитанникам. Этой профессией невозможно овладеть целиком и полностью. На протяжении всей жизни приходится многому учиться и этот процесс не прекращается никогда.
В практике своей деятельности я применяю различные технологии, способствующие всестороннему развитию личности ребенка. Прежде всего использую технологию проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей, воображения, уверенности в своих силах и способностях.
Использование игровых технологий (напольные игры: твистер, геометрическое судоку) способствует развитию у моих воспитанников познавательных способностей, любознательности. В процессе игр дети знакомятся с различными свойствами окружающих предметов, пространственными понятиями. В ходе таких игр преодолевается застенчивость, повышается уровень речевых, познавательных и творческих способностей. Применение игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, формированию коммуникативных способностей.
Идти в ногу со временем помогает использование информационно-коммуникационной технологии. Использование ИКТ на занятиях помогает детям ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, а также развивает умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. А также усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся. В непосредственно-образовательной деятельности использую программу KidSmart, что в свою очередь повышает любознательность, активность, стремление к познанию нового. Для своих детей я стараюсь стать проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры его личности.
В моей педагогической деятельности имеют место быть технология портфолио дошкольника (копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности), технология интегрированного обучения с использованием межпредметных связей и технология образовательной ситуации, в рамках которой я активно использую игры-квесты, схемы, блоки. Успешное и активное участие детей в образовательных ситуациях помогает подготовить их к дальнейшему обучению в школе.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Поэтому в своей работе я придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!», целью которого является содействие становлению ребенка как личности.
Современная педагогика развивается очень динамично: меняется система образования, вводятся новые требования к воспитателю, внедряются современные технологии. Но основная цель остается неизменной – формирование гармонично развитой личности. А без любви к детям эту самую личность не воспитать. Не так ли?
Ребенок – это «чистый лист», написать на котором можно многое, но исправить уже написанное не всегда возможно. Я работаю воспитателем и понимаю, как важно показать детям светлую сторону жизни, защитить их от всевозможных житейских проблем.
Как сказал В. А. Сухомлинский, «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство ребенка, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».  А я сделаю все возможное, чтобы мои дети прожили свое детство достойно, ярко, с любовью. И я уверена, что мои воспитанники станут успешными в жизни.
Работая в детском саду, бывают моменты, когда я устаю и кажется, что слишком сложно, нет сил идти вперед. Наступает вечер, приходит тишина. Не слышен ребячий смех, нет творческого беспорядка, все давно разложено по своим местам и полочкам. Так закончился еще один рабочий день и день пребывания детей в детском саду. Закрываю за собой дверь в группу и понимаю, что уже начинаю скучать по своим неугомонным девчонкам и мальчишкам, по их искренним улыбкам, по их доброте и отзывчивости, по их светлым и чистым глазам. Знаю, что завтра наступит новый день, и все повторится снова: первые открытия, новые тайны. Но это будет завтра, а пока в голове масса вопросов, нерешенных проблем: «Как сделать так, чтобы завтрашний день для ребят был полезным, нужным, как заинтересовать их, вовлечь каждого в совместную и самостоятельную работу? Сможет ли Матвей вывернуть кофточку, а Даша ровно заправить кроватку? Как провести День именинника так, чтобы на всю жизнь запечатлеть в памяти моих ребят эти радостные моменты?» Когда приходит новый день, мои детки с удовольствием приходят в детский сад, и я снова оживаю, подпитываюсь энергией и снова можно покорять вершины. И как не любить этих замечательных малышей, когда они утром садятся ко мне на колени, радостно заглядывают в глаза и рассказывают только мне на ушко самое сокровенное, делятся своим секретами?
Могу ли я назвать себя счастливым человеком? Конечно, да. Я — счастливый человек. Мой мир – это я, моя семья, мои воспитанники, друзья. С раннего детства мне привили любовь к Родине, к народным традициям, к музыке, трудолюбию. Эту любовь я передаю своим детишкам. Это – честность, порядочность, свобода, скромность, вежливость, ответственность. Мне хочется, чтобы в моем мире всегда было тепло и светило солнце. Какими я хочу видеть своих воспитанников? «Успешными в жизни!»
К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Что для меня значит быть воспитателем детского сада? Прежде всего- это видеть улыбку на лицах детей. Ведь это высшая степень педагогической успешности.
Любовь порождает любовь. Как хочется, чтобы все, что я делаю, имело продолжение. Как хочется, чтобы мои воспитанники выросли хорошими людьми. Как хочется, чтобы они внесли в постоянно меняющийся мир любовь!
Заканчивая мои мысли о любви к детям, я все больше убеждена в том, что любовь – это «начало всех начал на свете, она рождает всё, что в мире есть…»